Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  51 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 51 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

51

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (12) 2015

3. эквивалентность (эквивалентный обмен

между агентами);

4. договорность (агенты заключают договор,

который безусловно обязателен для обеих

сторон).

Религиозная же система отношений предпо-

лагает безоговорочное вручение себя высшей

силе. Черты религиозной системы отношений:

1. односторонность (отдающий себя субъ-

ект надеется на покровительство, но оно

не обязательно);

2. отсутствие награды (причем отсутствие

награды отдающему – не основание

для разрыва отношений), отсутствие при-

нудительности (одна сторона отдает все,

а другая – высшая сила – может дать

или не дать, может отказать достойному

и дать недостойному);

3. отношения не имеют характера эквива-

лентности;

4. отношения религиозного типа – не дого-

вор, а безусловный дар.

Посему язычникимоглииодаривать духовбо-

лезни, называть боль ласково и по-семейному,

но могли и побить: и идола, который не ис-

полняет прошение, и тело человека, в которое

вселился дух боли, – возможно, то была одна

из первых разновидностей экзорцизма на Руси.

Весьма вероятно, что с этим и связано появле-

ние банных веников, которыми нещадно ко-

лотили тела болящих, стремясь изгнать недуг.

Кстати, веник в народных представлениях имел

амбивалентное значение: он мог быть атрибу-

том нечистой силы или, напротив, оберегом,

с помощью веника можно было сглазить чело-

века, заразить его тяжкими болезнями, рассо-

рить семейные пары или защитить от демонов,

вылечить. Кроме банных процедур, для лече-

ния боли при радикулите «рубили утин»: клали

больного на порог и рубили на пояснице веник,

одновременно произнося заговор. В иных слу-

чаях страдальца веником обметали, укладыва-

ли на веник, привязывали его к больному месту

и пр. Нетрудно заметить, что, не зная физиоло-

гического воздействия банных процедур и мас-

сажа, народ во многих случаях интуитивно на-

ходил верные средства, хотя сегодня известно,

что при некоторых болях, например сердечных,

баня противопоказана.

С распространением христианства бывшие

капища в сознании народа оставались куль-

товыми местами, связанными с «тем миром»,

но теперь уже с отрицательным знаком. Там го-

сподствовала не «крестная сила», а «нечистая

сила» – банник. В банях не только мылись и ле-

чились, в них гадали, рожали, посещение бани

было обязательным действом в свадебных риту-

алах [26, с. 225-226], здесь же и умирали.

Во времена языческой Руси важное место

в жизни социума занимали обряды возрастной

инициации. Исследователями эта тема практи-

чески не изучена – по-видимому, в частности

потому, что сами процедуры этих обрядов оста-

вались табуированными. Существуют попыт-

ки их реконструкции, например, по фолькло-

ру – когда сам обряд, как правило, уже исчез, –

и по аналогии с практикующимися сегодня

обрядами инициации неевропейских народов.

Наиболее известна в этом отношении работа

В. Проппа «Исторические корни волшебной

сказки» [27]. Насколько можно судить по рус-

ским волшебным сказкам, переход из социаль-

ного статуса детскости во взрослый для мальчи-

ков осуществлялся всегда в лесу или, в крайнем

случае, в зарослях кустарника – они считались

«тем светом» или дорогой на «тот свет». Семан-

тика обряда заключалась в том, что мальчик

«умирал» и, пройдя ряд тяжелых испытаний, бу-

дучи проглоченным неким чудовищем и извер-

гнутым обратно, «воскресал» как новый чело-

век, уже взрослый. Процедуры могли включать

в себя насмешки, унижения, физическое наси-

лие, ранения, испытания огнем, голодом, ли-

шением сна и пр., т. е. сопровождаться как пси-

хическим, так и физическим стрессом и болью,

которые следовало мужественно переносить,

для чего обыкновенно давались специальные

обезболивающие народные средства. В заклю-

чение обряда человек как-то маркировался

как прошедший посвящение – ему присваива-

лось новое имя, делалась татуировка. Насколько

обряды инициации были болезненны именно

в Древней Руси, судить трудно, но то, что тако-

вые обряды для мужчин в их древнейшем изво-

де всегда и везде сопровождались причинением

боли, хорошо известно.

Позже, очевидно, обряды инициации смяг-

чались: так, для княжичей он включал первую

посадку на коня, а для крестьянских детей су-

ществовали другие символические обряды пере-

хода; например, мальчику впервые давали косу

и учили косить, а девочке, дабы перейти в раз-

ряд потенциальных невест, надо было «вспрыг-

нуть в понёву».

Лечение боли знахарями включало в себя

обязательное «нашептывание» заговоров на ле-

карство, на соль, хлеб, воду. И сегодня актив-

но дебатируется тема «памяти воды», сторон-

ники которой утверждают, что молекулы воды

меняют свою структуру в зависимости от зву-

ков, случающихся рядом, в том числе музыки

и слов, от вещества, которое было растворено