Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  25 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 25 / 64 Next Page
Page Background

ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ

25

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 1 (27) 2019

СИСТЕМА СООТВЕТСТВИЯ ПЯТИ ФАЗАМ

ПРЕВРАЩЕНИЯ КАК СОМАТОПСИХИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

J. Gleditsch

Расширенный реферат статьи Das Entsprechungssystem der funf Wandlungsphasen als

somatopsychischen Modell, опубликованной в журнале AKU №4/1994, 288‑292

«Нельзя вылечить глаза без головы,

голову без тела, как нельзя исцелить

тело без души»

Сократ

Традиционная китайская медицина (ТКМ)

известна своей особой культуральной основой

и феноменологической картиной мира и чело-

века. Она отличается целостным восприятием,

познает функциональные связи и акаузальные

взаимопринадлежности и использует их в диа-

гностических и лечебных целях. Символом та-

кой медицины можно считать пять «элементов»,

точнее и логичнее – «пять фаз превращения».

Оценка западными и китайскими специалиста-

ми модели пяти элементов неоднозначна: с точ-

ки зрения практичности и эффективности,

куда проще было бы использовать теорию цзан

фу; в практике эта модель применяется гораз-

до реже, чем, например, правило «мать – сын».

Однако знатокам и приверженцам традицион-

ной акупунктуры (АП) известна ценность кон-

цепции кругооборота пяти элементов – гораздо

больший вклад она вносит в силу своего диф-

ференцированного психического содержания.

В ТКМ физическое и психическое естествен-

ным образом неразрывно связаны между собой,

как стороны одной медали; это обеспечивает

единственно правильный подход к образу чело-

века, который отсутствует в современной меди-

цине. Соматопсихическое содержание теории

пяти элементов можно расценивать как полно-

ценный мостик к современной психосоматике.

Предполагается, что содержательные принад-

лежности пяти элементов выводятся из фено-

менологии, аналоговых взаимодействий, поля-

ризации и цикличности повторяющихся фаз,

обобщаются, из них делаются дальнейшие вы-

воды. Однако было бы ошибкой стремление

компенсировать недостатки современной на-

учной медицинской системы за счет обращения

к чуждым культурам. Картина мира и человека

только тогда становится убедительной и инте-

грируемой, если в ее основе лежит собственная

медицинская традиция.

Физическое в человеке мы постигаем с по-

мощью системно-теоретического, биокибер-

нетического знания и сведений о собственной

организации живого; в то же время психоло-

гию и теологию естествоиспытатели воспри-

нимали как отдельную научную дисциплину,

чьи интенциональные принципы толкования

несовместимы

с 

функционально-каузаль-

но-аналитическими подходами медицинско-

го естествознания. Душа и дух еще ищут свое

собственное место и находятся либо как воле-

вые разумные ведущие инстанции на службе

автономного развития или следования боже-

ственному, либо настроенные на трансцен-

денцию органы чувств в процессе жизненного

развития человека. В подходе к изучению духа

медики на протяжении долгого времени руко-

водствовались высказыванием Virchov о том,

что у многих тысяч вскрытых им трупов он ни-

когда не встречал души.

Итак, необходим образ человека, который

заключает в себе его конституциональные

и психологические особенности и помогает

врачу понять пациента. Таким образом, диа-

гностика направлена не столько на физиче-

ское, психическое, либо на определенный ме-

тод, а скорее на общее сомато-психо-духовное

понимание человека. Такой подход может дать

врачу больше, чем множество диагностиче-

ских и терапевтических приемов. Психология

и психосоматика в западной медицине сегодня

могут занять прочное научное место, но пока

аналитико-каузально-редукционные подходы

мало используются для душевных категорий.

Психические качества и образцы поведения

очевидно подчиняются другим законам, кото-

рые гораздо более соответствуют «а-логичным»

процессам, узнаваемым правым полушарием

мозга. Как раз в теории пяти элементов заложе-

ны эти «совсем другие» подходы, приведенные

в систему, которая на место каузальных свя-

зей и статистических данных ставит в откры-

тый регулируемый цикл феноменологические

свойства и полярность. Такой цикл подразуме-

вает прогресс, развитие и изменение: непре-

рывно сменяющие друг друга фазы «превраще-

ния» – не нечто, теряющееся в многообразии

из‑за произвольной хаотичной динамики, а оз-

начает всегда нацеленное на гомеостаз, гармо-