ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
15
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (4) 2013
ная», «народная», «альтернативная», «натуропа-
тическая», «биологическая», «интегративная»,
медицина [1, 2]. Согласно известным взаимо-
отношениям философских категорий «содер-
жание» и «форма», вслед за изменением содер-
жания какого либо явления, должна меняться
и его форма. Поэтому традиционная медицина,
в сущности потерявшая своё, признаем размы-
тое содержание, должна обрести новую форму
в виде замены своего названия.
Эта замена должна быть произведена в соот-
ветствии с основными требованиями к любому
научному термину: наиболее точное соответ-
ствие понятию, которое он обозначает; одно-
значность – максимальное сужение семантиче-
ского поля термина, исключающее возможность
различного его понимания. Рассмотрим с этих
позиций наиболее распространённые термины,
претендующие на обобщённое название разно-
образных средств и методов, не входящих в фор-
мат конвенциональной медицины.
Традиционная
медицина
определяется
как «общая сумма всех знаний и навыков, незави-
симо от того, могут ли они быть рационально объ-
яснены или нет, используемых при диагностике,
профилактике и устранении физических, психи-
ческих и социальных нарушений и опирающихся
исключительно на практический опыт и наблю-
дения, передаваемые из поколения в поколение
в устной и письменной формах» (ВОЗ, 1977). На-
звание «традиционная медицина» семантически
не однозначно. Традиционная для стран юго-вос-
точного региона акупунктура является нетради-
ционной для Европы и Америки. То же относится
к Цигун, Аюрведе, Тибетской медицине и ряду
других разделов восточной медицины.
В контексте общего медицинского лексикона
традиционная медицина скорее воспринимает-
ся как вся совокупность общепринятых (кон-
венциональных) современных подходов и тех-
нологий мировой медицины. Специфическую
конкретизацию термин приобретает с употре-
блением прилагательного, указывающего на его
происхождение, например «традиционная ки-
тайская медицина». Кроме того, под названием
«традиционная медицина» объединяют как дей-
ствительно традиционные в историческом кон-
тексте медицинские системы, так и относитель-
но новые направления – информационную ме-
дицину и биорезонансную терапию. Под нетра-
диционной медициной понимают объединение
тех же направлений, средств, методов и техно-
логий, что и в традиционной.
Народная медицина определяется как «си-
стема околомедицинских знаний, обнаружен-
ных эмпирическим путём, передаваемых в рам-
ках одной династии, чаще в устной форме»
[http://ru.wikipedia.org/wiki/]. Имеются и иные,
но по существу аналогичные формулировки по-
нятия «народная медицина», в которых подчёр-
кивается её сугубо эмпирический и ненаучный
характер. Исходя из этого, народную медицину
следует рассматривать скорее как раздел культу-
ры, нежели медицины.
Альтернативная
медицина. Происходящие
от латинского
alter
– другой, возможности выбо-
ра различных лечебных средств и методов широко
используются и в конвенциональной медицине,
например – альтернативные хирургические тех-
ники, назначения фармакологических препара-
тов. В общественном сознании альтернативная
медицина часто ассоциируется с шарлатанством,
знахарством и прочими псевдомедицински-
ми подходами. При этом в один ряд попадают
как действительно лженаучные подходы, так и ме-
тоды из арсенала традиционной восточной меди-
цины, гомеопатия, фитотерапия и другие виды
медицинской деятельности, которые в настоящее
время получили доказательную базу и имеют,
пусть и незавершённый, но отнюдь не псевдона-
учный фундамент. Некоторые из них уже приоб-
рели официальный статус, войдя в перечень ли-
цензируемой медицинской деятельности.
Исходя из приведенного краткого анализа,
среди ряда прочих возможных вариантов назва-
ний наиболее адекватным, следует считать обоб-
щающий термин «комплементарная медицина» –
(КМ). Смысловое пространство термина «ком-
плементарность» не ограничивается понятием
«дополнительность», но включает также «много-
сложность, и возможность совместной деятель-
ности»
[http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?c=68].
В отличие от традиционной, КМ непротиворечи-
во объединяет проверенные многовековым опы-
том и инновационные подходы. Подразумевает
возможность совместной продуктивной деятель-
ности профессиональных медиков и лиц, не име-
ющих медицинского образования.
Знаковым событием, подтверждающим
целесообразность введения КМ в законода-
тельную базу отечественного здравоохране-
ния, явился недавно состоявшийся Первый
Российский Конгресс по Комплементарной
Медицине [3 ]. Результаты всестороннего об-
суждения проблемы являются весьма своев-
ременными в преддверии заседания совета
при Президенте РФ, посвященного пробле-
мам здравоохранения. На пути от традицион-
ной и народной к КМ требуют решения ряд
актуальных вопросов.
Ключевыми из них являются вопросы номен-
клатуры и систематизации средств и методов