Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  16 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 64 Next Page
Page Background

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

16

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (4) 2013

КМ. Целесообразно создать терминологическую

комиссию для разработки тезауруса по КМ, ко-

торый должен стать основой подготовки реестра

её средств, методов и технологий с указанием

порядка их применения. В настоящее время

даже разрешенные к применению в здравоох-

ранении методы КМ не включены в протоколы

лечения и стандарты оказания медицинской по-

мощи, что вызывает законный вопрос о право-

мерности их применения. Методические реко-

мендации, утвержденные Минздравом РФ, раз-

решающие применение того или иного метода

КМ, не пересматривались более 10, а по неко-

торые, например по апитерапии – более 50 лет.

В целях достижения высокого уровня ка-

чества медицинской в современной медицине

используются два основных типа документов –

стандарты ведения больных и клинические

практические рекомендации. Разрабатываемые

Минздравом стандарты основываются на сред-

нестатистических показателях, не предусма-

тривая необходимую персонализацию лечебных

мероприятий. В отличие от стандартов, клини-

ческие практические рекомендации, разрабаты-

ваемые и рекомендуемые профессиональными

медицинскими сообществами, отвечают прин-

ципу «лечить не болезнь, а больного». Стан-

дартизация в КМ, наиболее распространённые

методы которой, основаны на сугубо индивиду-

альном подходе, представляется весьма пробле-

матичной, если вообще возможной. Поэтому

перспективными задачами профессиональных

ассоциаций, представителями которых явля-

ются авторы данной статьи, является разработ-

ка клинических практических рекомендации

по основным разделам КМ. Поскольку клини-

ческие практические рекомендации должны

формироваться на основе принципов доказа-

тельной медицины решение этих задач потре-

бует кропотливой работы. Сведения о клиниче-

ской эффективности методов КМ, с использо-

ванием методологии доказательной медицины

пока крайне малочисленны.

От скорости и рациональности решения обо-

значенных выше вопросов зависят возможности

эффективного решения проблем подготовки

специалистов и развития службы КМ.

Подготовка специалистов

Программами российского базового меди-

цинского образования не предусмотрено изуче-

ние вопросов КМ. В 1996 г. Минздравом РФбыла

утверждена программа элективного курса по тра-

диционной медицине для студентов 4-го курса

медицинских ВУЗов, которая в настоящее время

не используется. В разработанной ныне учеб-

ной программе по дисциплине «медицинская

реабилитация» упоминаются альтернативные

и комплементарные средства и методы. Однако

общий её объём, лимитированный 108 учебными

часами, вряд ли позволит дать студентам внятное

представление о средствах и методах КМ и прин-

ципам их сочетания с существующими стандар-

тами. Кроме того, указанный учебный регламент

ориентирует будущих врачей на их использова-

ние в формате медицинской реабилитации, тогда

как обширный арсенал подходов КМ может эф-

фективно использоваться на различных этапах

медицинской помощи. На фоне и без того весьма

насыщенных учебных планов базового медицин-

ского образования основную роль в подготовке

специалистов по КМ следует отвести последи-

пломному медицинскому образованию.

15-летний педагогический опыт второго ав-

тора этой статьи на факультете последиплом-

ного образования МГМСУ свидетельствует,

что творчески мыслящие врачи, получив пер-

вичную специализацию по рефлексотерапии

и в целом успешно проработав в этой области

несколько лет, начинают испытывать потреб-

ность в овладении мануальной терапией, а мно-

гие – ещё и гомеопатией или фитотерапией.

И дело не в том, что они разочаровывались в воз-

можностях какой-либо из этих специальностей.

Они продолжали использовать методы каждой

из них на основе принципа комплементарности.

Разумеется, широчайший спектр КМ не по-

зволяет вместить все её разделы в учебные планы

одной кафедры. Но срок двух или трёхгодичной

ординатуры вполне достаточен для приобрете-

ния необходимых знаний и умений по крайней

мере по трём из наиболее чётко сформировав-

шихся направлений КМ. Такой порядок под-

разумевает введение в номенклатуру основных

врачебных специальностей позиции «врач ком-

плементарной медицины», предоставляющей

ему право применения средств и методов КМ

в любой области клинической медицины. Вме-

сте с тем не следует исключать и других путей

подготовки специалистов. Закончив ординатуру

и получив сертификат по какой-либо из ныне

существующих основных специальностей, врач

без надуманных ограничений должен иметь

право и возможность, пройти подготовку по вы-

бранному им направлению КМ и применять его

в формате своей основной специальности.

Некоторые подходы КМ могут осущест-

вляться персоналом, не имеющим медицин-

ского образования, но, разумеется, прошедшим

специальную подготовку. Эти вопросы требуют

тщательного изучения, разработки соответству-