Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  57 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 57 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

57

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 1 (15) 2016

по своей природе. Физические гуморы – Вата,

Питта и Капха, являются основой физических

болезней, а ментальные – раджас и тамас слу-

жат причинными факторами психических рас-

стройств. Физические заболевания лечатся

в рамках логической теории элементов. Управ-

ление психическими гуморами осуществляется

комплексной психотерапией, носящей обоб-

щённое название «сатваваджая». Сатваваджая

включает следующие ключевые этапы к раз-

решению психологических проблем: джняна

(знание), виджняна (аналитические знания),

дхайрья (сила воли, контролирующая чувства),

смрити (память) и самадхи (медитация).

Джняна

– это духовное консультирование

с целью приобретения истинных знаний о чело-

веческой природе на основе мудрости Упанишад

и других философских источников. Путь Джня-

на – йоги дает истинное знание об индивидуаль-

ном сознании и его единстве с универсальным

сознанием. Человек, который смог в полной мере

осознать истину

недуализма (адвайда)

, т.е., един-

ства между индивидуальным и универсальным со-

знанием, не может быть подвержен психическим

расстройствам. Это знание помогает человеку из-

бавиться от страха смерти, расставания с любимы-

ми людьми, устраняет ненависть, гнев, жадность,

печаль, ревность и зависть. Человек, прошедший

этап джаняна, обретает уверенность в себе и лю-

бовь к окружающему миру. Практическое при-

менение концепции джняны возможно только

для тех людей, которые имеют развитый интел-

лект, который приобретается на следующем этапе.

Виджняна

– это критическое знание. В про-

цессе этого этапа обычные люди с их «земны-

ми» проблемами, приобретают опыт критиче-

ского анализа, помогающего избегать ошибки

и принимать правильные решения. Коррекция

интеллектуальной ошибки для различения пра-

вильного и неправильного является сущностью

виджняны. Хорошо структурированное консуль-

тирование является полезным для того, чтобы

посмотреть на проблему с разных точек зрения

и найти соответствующие меры для ее реше-

ния. Человек должен достичь понимания того,

что у него всегда имеется свобода выбора между

тремя вариантами, а именно: «сделать», «не де-

лать» или «сделать что-то другое». Поменяв точ-

ку зрения на проблему, человек может изменить

свое отношение и найти подходящее решение.

В приватной беседе врач должен выяснить нали-

чие у пациента желания изменить ситуацию и до-

стигнуть результата. Затем следует создать благо-

приятную атмосферу для свободного высказыва-

ния и обдумывания пациентом всех возможных

вариантов решения проблемы с различных точек

зрения на основе трех упомянутых выше вариан-

тов. Наконец, врач должен помочь пациенту вы-

брать наиболее подходящее решение на основе

собственной интуиции пациента. Тогда пациент

сможет прийти к правильному и осознанному

плану достижения цели и определить временные

рамки реализации этого плана.

Дхайрья.

Несмотря на то, что проблема может

быть решена логически или философски, ин-

стинктивное поведение не всегда соответствует

принятому таким образом решению. Разум всег-

да ищет чувственных и плотских удовольствий,

которые в большинстве своём имеют преходя-

щий характер. Если человек продолжает искать

все большего удовольствия, то оказывается в за-

висимости от них. Это выражается в переедании,

злоупотреблении сексом, алкоголем, азартными

играми и прочими пороками. Аюрведа считает,

что неумение контролировать сенсорные спо-

собности является одним из трех основных эти-

ологических факторов развития соматических

заболеваний и объясняет этиопатогенез психо-

соматических заболеваний. Дхарья – это сила

воли, позволяющая освободить ум от привязан-

ности к чувственным объектам. В тексте Чарака

самхита для контроля над сенсорными способ-

ностями предложена практика йоги.

Смрити

– означает память. При вниматель-

ном наблюдении за инстинктивным поведением

человека можно проследить причины этого пове-

дения, находящиеся в глубине подсознания. Оно

может быть обусловлено, к примеру, нереализо-

ванными желаниями, в которых субъекту было

когда-то отказано. Поведение может маскировать

какие-то глубокие болезненные эмоции. Поведе-

ние также может развиться как результат впечат-

лений, полученных от перенесенных жизненных

событий (кармапхала). С детства у нас накапли-

вается много впечатлений, которые регистриру-

ются в памяти с сопутствующими этим впечат-

лениям эмоциями. Существуют положительные

и отрицательные впечатления. Эти впечатления,

в основном, связаны с нашими родителями, близ-

кими родственниками, друзьями и окружающей

средой. Отрицательные впечатления маскируют

истинную природу сознания. Хранящиеся в на-

шей эмоциональной памяти, они вызывают раз-

нообразные психические проблемы – фобии, вы-

сокомерие, чувство вины, манию преследования,

ощущение одиночества, тоску и пр. На самом деле

это не может быть нашей истинной природой.

Очищение от этих негативных эмоций возможно

через технику смрити, методы которой помогают

углубиться в подсознание, для того, чтобы полу-

чить настоящее осознание эмоциональной памя-

ти. Понимание корневой причины негативных

эмоций устраняет их, обеспечивая создание ново-

го позитивного мировоззрения.

Самадхи

– высший уровень достижений, со-

стояние абсолютного счастья. В результате про-