Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  41 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 41 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

41

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (24) 2018

Исторические и географические

сведения

Лесные ненцы – малочисленный северный

народ, проживающий в Ямало – Ненецком ав-

тономном округе Тюменской области. Лесные

ненцы занимают территорию в бассейнах рек

Пур и Таз. Первыми относительно достоверны-

ми сведениями о лесных ненцах являются дан-

ные, полученные в ходе экспедиции 1602 года,

предпринятой русскими воеводами для при-

соединения этих земель к Сургутскому уезду.

В книге, изданной в 1627 г. содержатся сведения

о существовании лесных ненцев: «А за рекою

за Обью 200 верст пал в море река Таз. А в Таз

реку пала река Пур. А по реке по Тазу Мангазея,

Самоядь, Пяки». Пяк – это род лесных ненцев,

который существует до настоящего времени [3].

Климат на территории проживания лесных

ненцев характеризуется как суровый. Это про-

является в низких зимних температурах, боль-

шой амплитуде температур холодного и теплого

периодов года. В пределах проживания лесных

ненцев располагаются тундровая зона с харак-

терными для неё почвами и растительностью.

Оказавшись лицом к лицу с суровой северной

природой Сибири, лесные ненцы хранили по-

ложительный опыт прошлых поколений, пере-

давали его своим потомкам, а накопленные

знания использовали для выживания. Народная

медицина лесных ненцев являлась частью этого

опыта и существовала как область специфиче-

ских знаний.

Религия и философия

Большое влияние на формирование народ-

ной медицины оказывали религиозные пред-

ставления лесных ненцев. В основе этих пред-

ставлений лежало одухотворение природы. Если

мы сравним восточную философию, на которой

основана традиционная рефлексотерапия и ре-

лигиозные представления о мироустройстве

лесных ненцев, то обнаружим в них общую на-

правленность.

Дао

в восточной философии – это универ-

сальное единство мира. Дао господствует вез-

де и во всем, всегда и безгранично. Его никто

не создал, но всё происходит от него, чтобы за-

тем, совершив кругооборот, снова в него вер-

нуться.

Нум

в представлении лесных ненцев

это мировая энергия, «небесный старик», одно-

временно и живое существо и Великий разум.

По представлениям лесных ненцев, он создал

всё вокруг. Согласно представлениям лесных

ненцев «мировая энергия» представлена в тео-

рии

север – юг и

«семь стихий нума», распола-

гающихся на «стреле времени» (рис. 1), которые

могут служить аналогом концепций инь – ян

и пяти первостихий восточной философии.

Три светлых (хороших) и три темных (пло-

хих) сил, седьмой символ Нум Вэко— это объ-

единение 6-ти сил, аналогичное монаде Тай

Цзи Ту в традиционной китайской медицине.

Как и в восточной философии, в представле-

ниях лесных ненцев прослеживается основной

постулат универсальности – взаимопроникаю-

Рис. 1.

Философская теория север – юг и стрела времени лесных ненцев